Что такое «Уникальный дизайн интернет-магазина» и что с ним не так?

В прошлой статье я писал, что индивидуальный дизайн — это не всегда то, что вам продают разработчики сайта. Здесь тема раскрыта подробнее.

Никакой нормальный дизайнер, разрабатывая дизайн, не думает про уникальность.

Никакой нормальный дизайнер, разрабатывая дизайн, не думает про уникальность.

Начнем с того, что термин «уникальный дизайн» мне не нравится. Это звучит так же, как «уникальный текст». В самом термине, трудно не заметить, приоритет установлен на абстрактный, ненужный параметр — уникальность.

Похожая штука есть в текстах, когда рерайтеру ставят задачу переписать чужой текст так, чтобы уникальность была не ниже 90%. Но в текстах понятно зачем это надо (чтобы обмануть поисковик и за относительно недорого набить сайт более-менее осмысленными текстами). А в дизайне зачем уникальность? И какой вам нужен процент уникальности? Тоже от 90% и выше?

Никакой нормальный дизайнер, разрабатывая дизайн, не думает про уникальность — насколько то, что он делает похоже или непохоже на другие проекты.

В этом месте многие вспомнят про другой термин — «продающий дизайн».  С продающим дизайном та же ерунда, что с уникальным :-). Это просто термин, на который ловят доверчивых клиентов.

Продающий высоко конверсионный, уникальный дизайн. :-)

— если вы дизайнер-фрилансер и работаете в низком ценовом сегменте, вам эти слова, добавленные в профиль, помогут иметь больше заказов, наживаясь на выпускниках БМ.

Как обстоят дела на самом деле

Прежде всего, дизайн разрабатывается под ваши задачи. То есть — это индивидуальная разработка. А продающие способности дизайна и тем более уникальность — вещи вторичные, которые, при индивидуальной разработке очевидны и прилагаются сами собой.

Индивидуальный дизайн никогда не делается на примерных текстах, примерных разделах магазина и каталога товаров, примерных фотографиях для товаров и названиях товаров. Всегда только на реальных, ваших данных. Никаких шаблонных текстов, взятых чтобы занять место. Это очень важно.

Использовать не ваш контент, разрабатывая для вас индивидуальный дизайн, то же самое как шить вам костюм на заказ, снимая мерку не с вас. Индивидуальности тут уже не будет и костюм будет сидеть не идеально.

А раз так, то на вас, как заказчика, ложится большой пласт работы по подготовке материалов, которые потребуются дизайнеру. Подробнее об этом читайте в статье «Правильный подход к разработке технического задания на дизайн интернет-магазина».

Минус здесь один. Иногда клиент настолько не разбирается в теме, что не может ничего толком подготовить: пишет совсем ерунду, или перечисляет в требованиях всё лучшее, что запомнилось из когда-либо прочитанного /увиденного по теме. И получается жесть.

Если вы неуверены, что можете это сделать, то посоветовать могу только три вещи на выбор:

  • брать интернет-магазин — готовое решение, там шансов ошибиться меньше —дизайн готов, и от вас потребуется только составить список его доработок: перечислить мелочи, например, «убрать блок «Бренды» с главной страницы или «добавить второй телефон в шапку сайта» и т. п.;
  • привлекать в работу менеджера проекта, или заказывать консультации на этапе подготовки ТЗ на дизайн;
  • довериться студии, в надежде, что менеджер студии сможет вытянуть из вас клещами всю нужную информацию :-).

Предположим вы, как заказчик, подготовили все что нужно (см. ссылку выше), чтобы дизайнер работал не вслепую, не пытался угадать на основе своего опыта, каким должен быть правильный дизайн вашего интернет-магазина. Чего дальше ждать?

  • Когда цена дизайна хотя бы от 90-100 т.р., сначала делается прототип. Это «схема», где показано наличие и расположение элементов на странице. Это не заказчика работа. Прототип делает дизайнер, иногда, в студиях под это есть отдельный специалист. В прототипе почти не бывает изображений, используется минимум цветов (обычно в градациях серого). Клиенту может показаться, что это лишняя работа и трата средств. На самом деле нет. Прототип помогает быстрее согласовать общее направление работы, внести многие правки/ доработки еще на этапе проектирования. Прототип дизайна может быть сделан в специализированных программах типа Axure, в Фотошопе (или другой дизайнерской программе), и «оживлен» при помощи сервиса
    • Обычно прототипируют не все страницы, которые перечислены в списке (про страницы, которые нужно заказывать дизайнеру, есть отдельная статья), а только основные. Если есть адаптивный дизайн (а он в современных сайтах — штука обязательная), то прототип нужен и для мобильных отображений.
  • Когда прототип утвержден клиентом, наступает очередь дизайна. В десктопном (для компа и ноута) варианте отображения отрисовывают все страницы. Список и краткое описание страниц можно посмотреть по ссылке выше. А в этой статье указаны приоритеты важности для каждой страницы. В мобильных вариантах отображения, все страницы обычно не рисуют, с целью экономии времени и денег. Делают только основные.

Выводы

Если кратко подытожить. Когда дизайн разрабатывается под задачи заказчика, подход тщательный, с вниманием к мелочам, то не обходится без следующих пунктов:

  1. Подробное описание того, что заказчику нужно (ТЗ на дизайн). В том числе список страниц, которые должны быть отрисованы. Готовит заказчик самостоятельно, или при помощи стороннего консультанта или менеджер студии опрашивает заказчика, выясняет все что нужно.
  2. Дополнительные вопросы от дизайнера или менеджера проекта (в зависимости от того, работаете вы со студией или с дизайнером-фрилансером). Вопросы бывают и на этапе обсуждения требований и в процессе разработки. Это нормально. Хуже когда их нет :-)
  3. Прототип основных страниц сайта, включая мобильные отображения. Все страницы обычно не прототипируют, но даже основных страниц в прототипе, с учетом адаптива будет не меньше 30-40 штук.
  4. Дизайн всех страниц в отображении для десктопа, перечисленных в пункте 1., дизайн мобильных отображений (как минимум для смартфона и планшета в книжной и альбомной ориентациях). Тут можно не делать все страницы, что есть для десктопа, ограничиться только основными. 
    Количество отрисованных страниц: для десктопа — от 35-40 шт.,
    для смартфона от 10 и столько же для планшета в альбомном и книжном виде.
    Итого дизайнер вам покажет: 35+10+10+10 = 65 страниц — это далеко не максимум, а только основное.
    Еще тут не учтены почтовые шаблоны, которые, по уму тоже должны отрисовываться (как-то ведь у вас должны выглядеть письма с уведомлениями «Заказ принят», «Поступила оплата» и т. п.).

И это только дизайн. Следом идет верстка всех отрисованых страниц. Следом интеграция всего этого добра в CMS. Если какого-то функционала нет — он разрабатывается. Понятно, что и на верстку, и на программную часть, должны быть требования — ТЗ.

Даже в таком кратком изложении «для чайников», любому виден большой объем работы, который предстоит только по дизайну. Это и есть индивидуальная разработка. На каждом этапе, очень много работы. Поэтому по-настоящему индивидуальная разработка стоит дорого. А предложения типа «уникальный дизайн» и «продающий дизайн», чаще всего поверхностные, ничего общего с перечисленным выше не имеют.

Нужно сказать, что есть дизайнеры-фрилансеры, которые берут недорого и делают хорошо. Но вам всеравно придется готовить некий вариант технического задания на дизайн.

P.S.

Поговорили как должно быть, теперь давайте посмотрим как еще бывает.

Фрилансеры или мелкие студии, которые делают небольшие сайты и магазины «под ключ», вполне могут под «уникальным дизайном» иметь в виду шаблон, который они «уникализируют» (адаптируют, доработают) под конкретного клиента. Это вряд ли можно назвать обманом в чистом виде, скорее уж — это «маркетинг», когда имеется в виду одно, а клиент понимает так, как ему это больше нравится.

Отличить, когда дизайн разрабатывали, а когда адаптировали для вас шаблон, обычно очень просто. Когда разрабатывают дизайн, клиенту показывают и утверждают у него изображения страниц сайта. То есть каждая страница — отдельный файл-изображение, ссылки не кликаются, меню не раскрываются. Текст, товары и прочие материалы, на страницах должны быть ваши, а не «для примера».

Если дизайн показывают в html-верстке или, тем более сразу на сайте, то 100% это шаблон, в который внесли изменения – «уникализировали».

Дизайн всегда утверждается по изображениям, а не в html-верстке и тем более не установленным на CMS. Ни один разработчик в здравом уме, не будет верстать дизайн, не утвержденный у заказчика. 

Еще раз подчеркну — это не обман, это такая интерпритация «уникальности», так, чтобы клиенту нравилось.

Но мне кажется более честным называть вещи своими именами. В некоторых готовых решениях битрикса, можно мышкой очень существенно настроить шаблон, а при смене контента, он будет на первоначальный совсем мало похож, но никто это не называет уникальным дизайном.

Скептически настроенный читатель :-) скажет — могут ведь скриншотов наснимать, отправить клиенту изображения страниц и сказать что это их дизайнер с нуля отрисовал. Да, обмануть могут, но это уже будет обман, а не маркетинг. Да и никто так обычно не заморачивается. 

Если у клиента утверждают дизайн не по изображениям, а сверстанный и установленный на CMS, то утверждают не дизайн, а список правок, которые нужно внести в шаблон. К индивидуальной разработке дизайна это не имеет отношения.



Статьи по теме

Структура разделов интернет-магазина: — какие страницы заказывать дизайнеру (1 часть)

Сколько страниц должен нарисовать дизайнер для интернет-магазина, какие из них обязательные, а на чем можно сэкономить. Много хороших советов и несколько интересных фишечек, которые помогут сделать дизайн вашего магазина лучше.

20 июня 2018

Какие разделы и страницы интернет-магазина заказывать дизайнеру? (2 часть)

Простая таблица с типовой структурой, характерной для большинства интернет-магазинов. Таблица поможет определиться с разделами, которые будут у вас в проекте и подскажет какие из них нужно заказывать дизайнеру, а на каких можно сэкономить.

15 июня 2018