Все компании состоят из людей. Ваш Кэп

Продолжаем серию фаталистических постов о веб-разработке. Предыдущий можете найти здесь.

Любые компании, состоят из людей: банки, госучреждения, веб-студии и агентства полного цикла. Какой бы крутой образ компания ни выстраивала, работать с вами всегда будут конкретные люди и ваш результат зависит от них.

Все компании состоят из людей. Ваш Кэп

Поэтому когда вам в качестве одного из аргументов надежности и профессионализма компании говорят «Мы разрабатываем сайты с 7 апреля 1994 года» (именно тогда был сделан первый сайт в Рунете), знайте — это может ровным счетом ничего не значить, кроме цены, которая для вас будет выше.

Дата основания (время на рынке) не гарантирует опыт, честность и надежность. Даже к некоторым людям старость приходит одна, без мудрости. Что уж говорить про компании с их текучкой кадров.

Если вам скажут «мы работаем с 1994 года», спросите, кто из работающих в компании с 1994-го года, будет непосредственно заниматься вашим проектом. Не договор подписывать, а именно работать над ним. Скорее всего, никто. 

Да, есть в компаниях контроль качества. Но этот контроль также зависит от конкретных людей. Тех, кто делает и тех, кто проверяет. Есть понятие «достаточное качество», когда можно лучше, но «и так прокатит». У разных специалистов это «достаточное качество» разное, зависит от их знаний, опыта личной ответственности. Поэтому наличие контроля сути не меняет — результат зависит от людей, которые участвуют в разработке вашего проекта.

Ок. Вы стреляный воробей и не покупаетесь на пустые слова. Вы верите только своим глазам и потому смотрите не историю студии, а ее портфолио. Вам понравились несколько свежих проектов и вы хотите так же. Казалось бы, вы все предусмотрели, но это не так.

Все снова упирается в людей. Тот менеджер, проектировщик, дизайнер и пр., что трудились над проектами из портфолио, которые вам понравились, могут быть уже заняты в других проектах. Для вас это значит, что так, как вы хотели уже точно не получится. Но вам об этом не скажут, просто поставят на ваш проект других людей.

Понятное дело, что никакая компания не может на 100% состоять из звезд. Если ваш заказ один из прочих, не выбивается ни по бюджету за средний чек, ни по громкому имени, будьте готовы, что на разработке вашего интернет-магазина будет обучаться молодежь. Надо же им на каких-то кошках тренироваться. Цена для вас, конечно, меньше от этого не станет.

Да, будет контроль качества и наставления молодежи со стороны «старших товарищей», но гуру один на 10 человек, плюс у него свои, приоритетные для студии проекты, и если вам повезет, в вашем проекте он будет задействован часов 20-25 за 5 месяцев разработки.

Все грустно? Подходим к самому интересному.

Самое слабое звено в вашем проекте — вы

Если вы думаете, что для успеха достаточно выбрать дорогих разработчиков, подписать договор и заплатить — то ошибаетесь. Это не так. Вам как заказчику, придется полноценно участвовать в процессе создания вашего интернет-магазина: отвечать на много вопросов, в том числе технических, принимать много решений.

Компания-разработчик обычно старается максимально конкретизировать все детали проекта, чтобы уменьшить неопределенность и связанные с этим риски для себя. Потому все принятые вами решения будут вами же утверждены, чтобы вы не забыли, случайно или намеренно, что вы там в процессе напринимали и наутверждали.

Неважно, будете вы лично этим заниматься или кому-то делегируете. Результат оплачивать и расхлебывать вам.

Можно конечно отдать большинство вопросов на усмотрение «профессионалов из студии», но они, не имея от вас ни пожеланий ни рекомендаций, сделают так, как им проще и дешевле. И будут правы, потому что когда не знаешь как нужно, надо делать максимально просто и дешево, чтобы потом было легче дорабатывать за отдельную плату, когда в процессе работы к заказчику придет понимание.

Краткие выводы

  • Если компания веб-разработчик, в которую вы планирует обратиться основана в прошлом веке, это не гарантия их опыта и для вас, как для заказчика, показатель ничего не значащий.
  • Если в портфолио компании есть проекты, которые вас устраивают и вы хотите так же, нет гарантии что получится так же. Во-первых, потому что сотрудники компании, которые участвовали в разработке тех проектов, могут быть заняты в других проектах и работать над вашим интернет-магазином поставят других людей. Во-вторых многое зависит от самого заказчика, его компетенций, понимания процессов, способности и желании объяснять, тщательности подхода, понимания результата, который нужен.
  • Если ваш заказ не выделяется ни бюджетом ни громким именем, то он будет для студии одним из прочих и вполне может быть полигоном для тренировки молодых специалистов под присмотром старших товарищей. Проблемы в этом нет, потому что вы, скорее всего, ничего не заметите :-)
  • Прежде чем заказывать интернет-магазин, вам очень желательно хоть немного начать разбираться в теме. Если этого нет, готовьтесь к тому что с первого раза хорошо не получится. Что-то придется переделывать, что-то дорабатывать, терять на этом время, нести доп. расходы. Или сами потихоньку учитесь или наймите консультанта — менеджера проекта, который будет курировать разработку вашего проекта и консультировать вас.


Статьи по теме